Задачи: привлечь внимание обучащихся к проблеме сохранения осанки; воспитывать стремление выглядеть красиво и иметь хорошую осанку; вызвать интерес к вопросам здоровья.
В последнее время всё чаще мы слышим фразу «Здоровым быть модно!» А вы, ребята, что думаете об этом?
Часто приходится наблюдать такую картину: идёт молодой человек, сутулится, спина круглая, голова наклонена, ноги волочит, точно специально старается подошвы поскорее стереть. Что бы вы подумали, глядя на такого паренька?
А вот другой пример: походка пружинистая, ступни легко отрываются от земли, торс прямой, плечи расправлены, голова приподнята.
Какой вариант подходит вам?
Сегодня мы поговорим о спине, о правильной и красивой осанке.
Здоровье – это красота! Об этом люди знали еще в Древнем Китае и Индии, в Древней Греции. Именно там возникла гимнастика, которая делает тело здоровым и красивым.
А.С.Пушкин был крепкого телосложения, мускулистый, гибкий, благодаря ежедневной гимнастике. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь благодаря физическим упражнениям. Он увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он за день совершал верхом дальние прогулки.
Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. У стройного человека правильно формируется скелет, при правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развёрнуты, живот подтянут, ноги прямые, походка лёгкая. Осанка – это превратившаяся в строгую привычку манера держать свое тело. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине, пояснице.
Как проверить осанку?
Можно пригласить по желанию ученика класса. Проверяем наличие сутулости.
Мерной лентой измеряем расстояние между крайними точками плеч сначала со стороны груди, а потом со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы – всё в порядке, если второе число намного больше первого – сутулость есть.
Проверяем наличие искривления позвоночника.
Встаньте спиной к стене, плотно прижмите пятки, ягодицы и лопатки к стене. В этом положении между стенкой и поясницей должна проходить ладонь. Если проходит кулак – осанка нарушена.
У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиоз. Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.
Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна.
Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.
Ну, а чтобы не устать
Позу нужно поменять,
А минут так через тридцать
Походить не полениться.
Груз тяжёлый и большой
Не носи в руке одной.
Поровну распределяй
В две руки
И в путь ступай.
Береги свой позвоночник
Утром, днём и даже ночью.
Чтобы кости не болели
Спи на жёсткой ты постели.
Как правильно носить портфель?
Вес школьного портфеля не должен превышать 10% веса ребенка. Убедитесь, что рюкзак висит не ниже 10 см от линии талии. Рюкзак нужно носить на двух лямках, а не на одной. Может быть, это «не круто», но зато предотвращает боли в спине и шее.
1 упражнение.
И.п.: руки на затылке, локти отведены назад, левая нога отставлена назад на носок.
Выполнение. Выпрямить руки вверх, отводя их до предела назад (вдох). Вернуть руки в и.п. (выдох). Повторить 6-16 раз. Повторить упражнение, отставив назад правую ногу.
2 упражнение.
И.п.: середину резинового шнура или бинта закрепить за ножку или у стены возле пола. Концы затянутого шнура взять в руки. Ноги на ширине плеч. Туловище наклонено вперед.
Выполнение. Растягивая шнур, выпрямиться, одновременно поднимая руки вверх, и отклонить верхнюю часть тела до предела назад, т.е. прогнуться (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 8-20 раз.
3 упражнение.
И.п.: выпад правой ногой вперед, руки – вперед. В руках – концы слегка растянутого резинового шнура (бинта), закрепленного у стены, двери и т.п.
Выполнение. Согнуть руки, растягивая шнур (вдох), руки разогнуть в и.п. (выдох). Повторить 10-30 раз. После короткого отдыха повторить еще 10-30 раз, стоя в выпаде левой ногой вперед.
4 упражнение.
И.п.: лечь на пол грудью вниз и упереться руками в пол под плечевыми суставами.
Выполнение. Выпрямить руки («отжаться» от пола), приподнимая над полом только туловище (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6-20 раз.
5 упражнение.
И.п.: лечь на спину, руки вдоль тела, ладони вниз.
Выполнение. Ноги согнуть в коленях и подтянуть к груди. Затем выпрямить ноги до вертикального положения. Согнуть их и вернуть в и.п. Дыхание свободное, без задержки. Повторить 6-10 раз.
6 упражнение.
И.п.: стойка ноги врозь, руки вверх, пальцы сцепить.
Выполнение. Сделать 8-16 круговых движений туловищем в одном направлении и столько же в обратном. Дыхание свободное, без задержки.
7 упражнение.
И.п.: встать правой ногой на стул, руки и левая нога свободно балансируют. Выполнение. Сделать на правой ноге 6-10 приседаний, то же повторить на левой ноге. Дыхание свободное, без задержки.
Облегчение. Во время приседания на правой ноге левой ногой становиться на пол и наоборот.